Eng

Михаил Полонский

Уважаемые коллеги.

Запланированный на текущий год объем капитальных вложений крупнейших структур энергетического и промышленного секторов национальной экономики составит 80 млрд. долларов. Эти цифры объективны, подтверждены растущей потребностью в энергетических объектах и основаны на финансовых возможностях корпораций.

В одной точке сошлись факторы катастрофической изношенности основных фондов ТЭК, острой потребности возведения новых объектов нефтегазовой инфраструктуры и положительной динамики цен на энергоносители. Мы готовимся одновременно реставрировать старое и строить фундамент будущей стабильности России.

Но я сильно удивлюсь, если в натуральной форме эти стратегические планы будут выполнены более чем на половину.

Почему? Откуда такой пессимизм на фоне динамично развивающегося реального производства? Тем более что в цифрах темпы роста рынка промышленного строительства опережают рост экономики России в целом.

С моей точки зрения, эта в целом разумная стратегия, мягко говоря, недооценена, несогласованна с возможностями проектных и подрядных структур отечественной промышленной индустрии.

В период, печально известный, тотальным падением производства, первым попал под нож строительный сектор. Недальновидные руководители не задумывались о будущем развитии или даже о поддержании действующей инфраструктуры. Поэтому подрядные организации разваливали с особым цинизмом. Строители были выставлены на паперть, « в драке нищих» бороться за каждую брошенную заказчиком кость.

Отсюда и современное состояние дел на рынке подряда.

Кто такой подрядчик, в глазах большинства заказчиков? Нередко это образ безответственного человека, желающего получить много денег и купить билет подальше от стройки в одну сторону. Сама система сегодня такова, что воспроизводит подобных горе строителей. А специалистов способных «самостоятельно держать оружие» все меньше и меньше.

Наивный заказчик, находит, извините, «бомжовскую подрядную организацию», по принципу, «подешевле и побыстрей». Та, получив аванс, с проектом, не прошедшим экспертизы, не понимая технических требований, величину затрат и сроков , не имея собственных людских и материальных ресурсов, находит безответственных субподрядчиков в надежде передать объем и заработать на комиссии. Последние проводят мобилизацию «с улицы». Комплектуются некачественным оборудованием и выходят в «чисто поле» с необученным персоналом строить то, что завтра придется перестраивать. При таком алгоритме в проекте задействованы несколько отдельных, не зависимых друг от друга организаций. Одна проектирует, другая комплектует, третья- с горем пополам строит, с великим трудом учитывая условия предыдущих. Надзор и планирование таких объектов мало реалистичны.

Все это приводит к гигантским непроизводительным затратам, низкому качеству объектов. Реальные сроки строительства, как правило, удваиваются. И хорошо, если удваиваются бюджеты из-за перманентных переделок.

За чей счет эта пляска? За счет уважаемых инвесторов. Безответственные цены находят безответственных исполнителей. А опытные строительные организации порой влачат жалкое существование, будучи не в состоянии преодолеть высокие «входные барьеры», искусственно созданные недобросовестными участниками рынка. Эти парадоксальные условия привели к тому, что ближайшие пять лет стоимость строительства будет расти с повышающимся коэффициентом . Поэтому я бы позволил себе рекомендацию: законтрактоваться уже сейчас по крупным объектам.

Может так случиться, что, и по дорогой цене, и по любой цене не найдется исполнитель на масштабные работы.

Как пример фактора активного подъема цен могу привести существенный рост предложения подрядных услуг со стороны наших восточных соседей. Условно считается, что они находятся пока в гораздо более низкой нише по квалификации. Хотя, это во многом не так, а в чем-то они нас уже сейчас обогнали. Подрядные китайские мощности так или иначе будут просачиваться на наш рынок, заполняя вакуум, подымая цены. А когда стоимость достигнет определенной величины на рынок выйдут западные подрядные организации с запредельными запросами.

Параллельно идет процесс консолидации и отечественного подрядного рынка. Стройиндустрия быстро аккумулирует активы в инжиниринговые корпорации полного цикла. Это, в целом, позитивный тренд развития, он существенно уменьшит объем безответственного предложения, но также, скажется на повышении цен.

По нашим подсчетам, уже осенью этого года мы станем свидетелями бума спроса на строительные услуги. Проектные институты, которые сегодня доверху загружены заказами на проектно- изыскательные работы, начнут выдавать комплекты документаций, прошедшие экспертизы. В активную фазу войдут конкурсы на возведение объектов. И в горизонте 6 месяцев, с октября 2008 по апрель 2009 года заказчики встретятся со всеми бедами подрядного рынка лицом к лицу.

Образно говоря, прорвет плотину с подготовкой ПИРов и подрядный рынок будет спасаться простым, проверенным способом- кардинальным повышением цен на свои услуги.

Самый оптимальный выход из создавшегося положения- обратиться к инжиниринговым компаниям, работающим на условиях EPCM.

Этот сложный западный термин означает простую мысль: «Строит заказчик, а не подрядчик». Инжиниринговая компания, подписывая EPCM контракт, принимает на себя управление всем комплексом: от разработки проектной документации, комплектации, строительства до технического надзора. Она сама становится заказчиком. А инвестор оставляет за собой право принятия основных финансовых и организационно-технических решений. Контракт предполагает закрытую цену и жесткие сроки. То есть, раз и навсегда оговоренные обязательства, невыполнение которых влечет потери, несовместимые с жизнью самой организации.

Назову сейчас ряд технических терминов, характеризующих некоторые шаги в подобных проектах, которые будут резко диссонировать с общепринятой лексикой стройиндустрии:

Обеспечение обязательств подрядчика посредством гарантий самых надежных банков.

Страхование подрядных рисков;

Сертификация субподрядчиков и поставщиков;

Независимый технический надзор как инструмент контроля и управления качеством СМР и МТО;

Единый номенклатурный справочник МТР (заказчика или подрядчика или института);

Интеграция сегментов в единый процесс (ПИР, СМР, МТР, технадзор, пусконаладочные работы) через общую систему планирования и управления.

Другими словами, EPCM подрядчик строит как для себя. С высоким качеством и надежностью. Он планирует все внутри единой организации. Он не получит больше денег, если затянет сроки или выполнит заказ с ненадлежащим качеством. Он их потеряет.

В качестве иллюстрации приведу пример со строительством газотурбинной электростанции. Срок производства и поставки турбины на сегодня составляет 24 месяца. Разместить заказ можно только после получения проектной документации, прошедшей все экспертизы. Но в рамках EPCM контракта подрядчик в состоянии сделать это раньше, не дожидаясь завершения проекта и экспертиз, сразу после того, как будет определена специфика основного оборудования. Также EPCM подрядчик в состоянии начать строительно-монтажные работы до окончания процедур материально- технического обеспечения. Процессы строительства, таким образом, проходят параллельно, без жестких стыков. Это возможно только в рамках ответственности единого подрядчика. Он понимает риски и готов их минимизировать.

Что это, западный подход к организации управления строительством, который не применим на российской почве?

Нет. Так строили в компании «Транснефть» крупные линейные и площадочные объекты. А костяк специалистов, имеющих опыт подобной работы, составляет сегодня компанию «ПРОМСТРОЙ ГРУП».

Я отнюдь не считаю тот опыт абсолютно правильным, который можно распространить на все энергетическое строительство в широком смысле этого слова. Но считаю что, благодаря специфическим условиям, в которых работали и работают сегодня специалисты «ПРОМСТРОЙ ГРУП» и тем фактически достигнутым физическим результатам, этот опыт заслуживает внимания.

Можно подобные методы критиковать за избыточное администрирование, за, возможно, недостаточную гибкость. Но объекты Балтийской трубопроводной системы, ряд резервуарных емкостей «Транснефти»( свыше 2,5 млн.куб., метр.) и других нефтяных компаний, возведенных в крайне ограниченные сроки, комплексы Р-50, Уса-Ухта, Тайшет-30 и иные проекты, выполненные «ПРОМСТРОЙ ГРУП», сегодня любой профессионал может отличить от подобных по их качеству и надежности эксплуатации.

 

Михаил Полонский,
Президент ЗАО «ПРОМСТРОЙ ГРУП»

 

Компании
Холдинга


 

АО «ПРОМСТРОЙ ГРУП»

г. Москва

 

Дочерние
предприятия


АО «Промстрой»

г. Нягань (ХМАО)

 

АО «Специализи-
рованное управление №6 Нефтегазмонтаж»

г. Ставрополь

 

ПАО
«Уралмонтажавтоматика»

г. Тюмень

 

ТОО «KАЗМЕХАНОМОНТАЖ»

Республика Казахстан,
г. Алматы

 

СООО
«Новополоцкий
завод технологических
металлоконструкций»

Республика Беларусь,
г. Новополоцк

 

ООО
«Инжпромстрой»

г. Благовещенск


Зависимые предприятия

 

ООО «Талспецстрой»

г. Нягань (ХМАО)

 





Корпоративный портал
Корпоративная почта
Корпоративные ИТ-сервисы
Яндекс.МетрикаЯндекс цитирования